Представляем интересы
доверителей во всех судах
и во всех регионах России!
Защита своих интересов — это
ваше конституционное право ...
8 (495) 748-94-22
Звоните ежедневно с 8.00 до 23.00
Наш офис в Москве ››  м Сухаревская
  Записаться на консультацию  Вызвать юриста  Консультация по e-mail

Подача жалобы в суд

Просмотров: 7995
Процесс рассмотрения жалобы

Вопрос подачи жалоб в суд следует разделить на две части.

  1. Жалоба в суд на неправомерные действия и решения государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих
  2. Жалобы на состоявшиеся решения судов в вышестоящие судебные инстанции

1. Жалоба в суд может быть подана на неправомерные действия и решения государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Такое право основано на Законе РФ от 27.04.1993 г. № 4886-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан».

При этом с момента введения в действие действующего ГПК РФ (1 февраля 2003 г.), главой 25 которого также предусмотрено обжалование гражданами решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они считают, что нарушены их права и свободы, не допускается возможность подачи жалоб на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Такие жалобы должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.

Требования к жалобе достаточно просты, и сводятся они к тому, что в ней должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

В остальном требования к содержанию подаваемой жалобы, в основном, совпадают с требованиями, предъявляемыми к исковому заявлению. Отличия заключаются в последствиях распределения бремени доказывания при рассмотрении жалобы.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Гражданин обязан доказать, какие его права, свободы, законные интересы нарушены оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием).

Соответственно, исходя из сказанного, представлять какие-либо доказательства незаконности обжалуемого решения, действия (бездействия) гражданин не обязан (но вправе).

Важно помнить, что гражданин вправе обратиться в суд с жалобой в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Жалоба может быть подана гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

В случае признания судом жалобы обоснованной он принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод и направляет судебное решение для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Жалобы на состоявшиеся решения судов в вышестоящие судебные инстанции

Оговоримся сразу, что речь пойдет только о жалобах по гражданским делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, поскольку именно в этих судах разбираются дела граждан. Споры между юридическими лицами (организациями) рассматриваются в арбитражных судах.

Апелляционная жалоба

Первая инстанция, в которую подается жалоба на решение суда, именуется апелляционной.

Апелляционные жалобы подаются строго через суд, постановивший обжалуемое решение.

Решения мирового судьи и районного суда рассматриваются во второй инстанции обжалуются по общим правилам, но в разные суды.

Апелляционной инстанцией для обжалования решения мирового судьи является районный (городской) суд. Жалоба сдается секретарю мирового судьи.

Апелляционная инстанция для районных (городских) судов – суд субъекта федерации: областной, краевой, верховный суд республики, (в Москве и Санкт-Петербурге – городской суд).

Апелляционная жалоба сдается в канцелярию суда первой инстанции (вынесшего решение).

Также любая жалоба может быть направлена в суд по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Срок на обжалование – один месяц с момента вынесения решения суда первой инстанции в окончательной форме.

При подаче апелляционной жалобы необходимо оплатить государственную пошлину по реквизитам суда первой инстанции. В настоящее время размер государственной пошлины составляет 150 рублей.

По общему правилу, в апелляционной жалобе нельзя представлять новые доказательства (за исключением случае невозможности представления их в суд первой инстанции, что необходимо обосновать), изменить основание или предмет иска, привлечь новых лиц к участию в деле, предъявить встречный иск.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции может:

  • оставить обжалуемое решение в силе
  • отменить обжалуемое решение в части или полностью и принять новое решение
  • отменить обжалуемое решение и прекратить производство по делу
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу, если пропущен и не восстановлен срок подачи апелляционной жалобы

Помните, что суд апелляционной инстанции не может направить дело на новое рассмотрение.

Кассационная жалоба

Следующая инстанция, куда подаются жалобы, именуется кассационной. Кассационная жалоба подается на решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции. Кассационной инстанцией является президиум суда субъекта федерации (республики, области, края, города и т.д.). Т.е. это тот же суд, в котором рассматривалась апелляционная жалоба, но иное его структурное подразделение.

Кассационная жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции.

Срок подачи кассационной жалобы составляет шесть месяцев с момента вынесения решения судом апелляционной инстанции.

К кассационной жалобе обязательно прикладывается копии решений нижестоящих судебных инстанций, заверенные печатью указанных судов.

Процедура рассмотрения кассационной жалобы многоступенчата и выглядит следующим образом.

Сначала судья суда кассационной инстанции изучает поданную жалобу с приложениями и по результатам этого изучения принимает решение, запрашивать ли дело из суда первой инстанции. Стороны процесса при этом в суд кассационной инстанции не вызываются. Соответственно, по результатам изучения жалобы он либо отказывает в удовлетворении жалобы, либо истребует дело их суда первой инстанции для его изучения.

Если дело истребовано, то по результатам его изучения судья также принимает одно из двух следующих решений – либо отказывает в удовлетворении жалобы, либо передает дело на рассмотрение суда кассационной инстанции (в президиум).

В случае передачи дела на рассмотрение президиума суда стороны процесса извещаются определением о дате рассмотрения дела и имеют право участвовать в рассмотрении дела.

В процессе рассмотрения кассационной жалобы президиумом суда могут быть заслушаны объяснения сторон по делу. При этом важным отличием от процедуры рассмотрения апелляционной жалобы является то обстоятельство, что суд принимает во внимание только существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела. Следовательно, в кассационной жалобе необходимо указывать только на такие нарушения судом норм материального и процессуального права, которые существенно повлияли на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенного права.

По результатам рассмотрения дела президиум суда выносит постановление. Кроме перечисленных полномочий суда апелляционной инстанции суд кассационной инстанции может вернуть дело на новое рассмотрение в случае, если судьи суда кассационной инстанции придут к выводу, что обстоятельства по делу не исследованы полностью (например, не проведена экспертиза или недостаточно доказательств), не привлечены к делу лица, чьи права могли быть затронуты.

Указанные обстоятельства необходимо учитывать и при подготовке кассационной жалобы, в которой необходимо кратко и аргументировано изложить, какие нормы права нарушены решениями судов нижестоящих инстанций, какие нормы материального закона не применены, какие применены неверно, какие нарушения норм процессуального права допущены и как это повлияло на ваши права.

В случае безрезультатного прохождения первой кассационной инстанции (президиума суда субъекта РФ) есть возможность подать кассационную жалобу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Требования к данной кассационной жалобе те же, что и к жалобе в нижестоящую кассационную инстанцию. Такова же последовательность ее рассмотрения.

Определение Судебной коллегии ВС РФ можно обжаловать в Президиум Верховного суда РФ. Эта жалоба уже называется надзорной и может быть подана в 3-х месячный срок с момента вынесения (вступления в силу) определения Судебной коллегии ВС РФ.

В заключение советуем вам доверить столь сложную работу как составление, подача и поддержание абсолютно любой жалобы специалисту.

Это позволит вам

  • быть уверенным в том, что в жалобе будут верно отражены нарушения ваших прав и сформулированы требования, на них основанные
  • избежать ошибок, связанных с направлением жалобы не в ту инстанцию, в которую необходимо ее адресовать
  • быть обеспеченными юридической помощью в процессе поддержания доводов, изложенных в жалобе
  • рассчитывать на то, что позиция, отраженная в жалобе на состоявшиеся судебные акты, будет донесена до судей в надлежащих форме и объеме, во избежание неадекватного подхода к ее рассмотрению
  • понимать, что делать дальше, если в удовлетворении жалобы отказано
Юрист правового центра Эгида

Хотите высказаться или у вас есть вопрос по теме этой статьи? Напишите в комментариях!

Записаться на консультацию ›› Получить консультацию по e-mail ››
Добавить комментарий
Комментарии на сайте подвергаются модерации, любые НЕ отвечающие теме публикации сообщения удаляются. Нажимая на кнопку «Отправить», вы даёте своё согласие на обработку персональных данных


Читайте также в категории «Процессуальное право»

Ошибочность правовой позиции о возложении обязанности по оплате экспертизы только на продавца (изготовителя) товара

В судебной практике по спорам в сфере защиты прав потребителей получила свое распространение точка зрения, согласно которой вне зависимости от того, по чьей инициативе по такому спору назначается экспертиза, обязанность по ее оплате лежит на продавце (изготовителе) товара.

Восстановление процессуального срока
Восстановление процессуального срока

Нередко при оказании правовой помощи приходится сталкиваться с необходимостью восстановления процессуальных сроков на подачу разного рода жалоб лиц несогласных с ранее принятыми по делу решениями.

Невозможность процессуального правопреемства по иску о признании лица утратившим право пользования государственным или муниципальным жильем
Невозможность процессуального правопреемства

В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах).

«Стоит ли приезжать на консультацию?» и «Каковы шансы на благоприятный исход дела?» — ответы на эти и другие часто задаваемые вопросы.

Мы гарантируем

  • Вашу полную конфиденциальность
  • Отсутствие навязывания дополнительных услуг
  • Тщательный учет уникальных обстоятельств вашей ситуации

Ответы на вопросы авторам статей

  • Евгений Кузнецов Евгений Кузнецов 1 месяц назад
    Здравствуйте! Да, решение собственника земельной доли о выделе может быть реализовано через извещение ...

    Подробнее...

     
  • Николай Николай 1 месяц назад
    Здравствуйте, если 5 дольщиков в земельном участке, и собрать всех не реально, можно выделить свою ...

    Подробнее...

     
  • Сергей Сергей 7 месяцев назад
    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, в каких случаях городской суд после апелляции возвращает дело ...

    Подробнее...



Способы оплаты
Оплата через VISAОплата через MastercardОплата через Мир



  • Консультации
  • Сопровождение
  • Представительство
  • Защита

Контакты

Центр юридических услуг «Эгида»
г. Москва, ул. Трубная, д. 32, стр. 4, оф. 9
Телефон: +7 (495) 748-94-22
Электронная почта: Чтобы увидеть e-mail включите JavaScript
Сайт:
Работаем ежедневно с 08:00 до 23:00

Консультации юристов

Юридическая консультация в Москве Есть вопросы?
Воспользуйтесь устной или письменной юридической консультацией в Москве и Московской области ...