Когда возможна приватизация жилья в заповеднике
На территории государственных природных заповедников, как правило, имеется жилой фонд, правовой статус которого с учетом существующей неразберихи с документами, выданными на право занятие соответствующей жилой площади, разнится.
Услуги нашего центра
- Оспаривание сделок с жилыми помещениями
- Определение порядка пользования жилым помещением
- Вселение в жилые помещения и постановка на регистрационный учет
- Выселение, признание утратившим/не приобретшим право пользования жилым помещением
- Признание права собственности на жилой дом/квартиру
- Приватизация жилых помещений
В тех случаях, когда жилое помещение в связи с трудовыми отношениями было предоставлено сотрудникам заповедника как служебное и своего служебного характера не меняло, постановка вопроса о передаче такого жилья в собственность лиц, им пользующимся по понятным причинам не возникает.
Принципиально иная ситуация возникает тогда, когда жилое помещение занимается на условиях социального найма.
Как известно, в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе, совместную, долевую, на условиях, предусмотренных Законом РФ
от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Граждане, которым жилые помещения, расположенные на территории заповедника, предоставлены решениями органов муниципальной власти, в случае обращения в уполномоченные на передачу жилья в собственность органы власти с соответствующими требованиями, как правило, получают ответ о том, что имущество заповедника вообще и жилой дом, в котором находится конкретное жилое помещение заявителя, в частности, являются объектами федеральной собственности, закреплены за заповедником на праве оперативного управления, жилищный фонд предоставляется только сотрудникам заповедника для проживания на время действия трудового договора, в установленном порядке включен в категорию служебного жилья. Для решения вопроса о правах на жилье даются рекомендации обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
Однако, в то время как обращение в указанное федеральное министерство положительных перспектив не имеет, действующее законодательство вполне позволяет решить вопрос признания права собственности на жилое помещение, предоставленное на условиях социального найма, в судебном порядке.
Возражая против исковых требований о признании права собственности, и заповедники, и привлекающиеся в качестве соответчиков по таким спорам территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Субъектам Федерации приводят доводы, в силу которых жилое помещение расположено на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации, следовательно, в силу норм Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" данный земельный участок ограничен в обороте (согласно ст. 6 указанного закона недвижимое имущество государственного природного заповедника полностью изымается из оборота (не может отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами), соответственно, приватизация расположенного на нем жилья невозможна.
Однако в действительности, никаких ограничений, предусмотренных Законом РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда», в приватизации жилья, находящегося на территории государственного заповедника и занимаемого на условиях социального найма, нет.
В свое время (до издания Постановления Правительства РФ от 14.07.2006 г. № 437) действовало Распоряжение Правительства РФ № 1453-р от 17.10.2002 г., которым было рекомендовано федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, а также иным хозяйствующим субъектам, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, завершить до 31.12.2004 г. передачу указанных объектов в муниципальную собственность. Поскольку, как правило, этого не произошло, пользователи такого жилья не имели возможности реализовать свое право на приватизацию жилья, чем существенно нарушались их права.
Справедливости ради необходимо отметить, что в ряде случаев жилые дома, в которых располагались спорные жилые помещения, были учтены в реестре федерального имущества, и основанием возникновения права федеральной собственности указывалось небезызвестное Постановление ВС РФ «О разграничении государственной собственности …» от 27.12.1991 г. № 3020-1.
Однако данное обстоятельство на доводы истцов в судах никакого влияния не оказывало, поскольку не позволяло, на взгляд ответчиков заявлять о праве на приватизацию жилья ввиду якобы установленного законом безусловного запрета на приватизацию любого жилья в заповеднике.
Между тем, такой запрет не является безусловным ввиду следующего.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества
.
В соответствии с уже упомянутой ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет
.
Теперь необходимо проанализировать ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Необходимо иметь в виду, что согласно приведенной норме названного закона природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Установленный в абзаце пятом пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» запрет на оборот недвижимого имущества государственных природных заповедников не содержит каких-либо исключений, обусловленных видовыми различиями такого недвижимого имущества: в состав такого имущества могут входить и жилые помещения, занимаемые гражданами на условиях социального найма.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере служит Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». При этом право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина, а появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом ограничение законодателем данного права допустимо в случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года № 25-П, от 24 октября 2000 года № 13-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, Определение от 2 ноября 2000 года № 220-О).
Само по себе закрепление жилого помещения на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением не является обстоятельством, исключающим возможность его приватизации гражданами: право на приватизацию таких помещений, занимаемых на условиях социального найма, предусмотрено в статьях 2, 6 и 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, Конституционным Судом РФ установлено, что само по себе расположение жилого помещения на территории заповедника автоматически не исключает его из гражданского оборота, вопреки положениям статьей 2, 6 и 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Вытекающий из нормы абз. 5 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» запрет на приватизацию находящихся на территории государственного природного заповедника жилых помещений как разновидности недвижимого имущества не может рассматриваться вне связи с положениями указанного Федерального закона в их нормативном единстве и с учетом конституционных гарантий в сфере использования земли, природных ресурсов, их защиты
.
Так, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», согласно его преамбуле, направлен на сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение естественных процессов в биосфере и контроль за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. В этих целях он закрепляет определенного рода ограничения и требования для проживания и пребывания на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками таких заповедников или соответствующими должностными лицами (пункты 3 – 5 статьи 9), что предполагает намерение законодателя сократить возможность нахождения на данной территории посторонних лиц, не имеющих трудовых и служебных обязанностей в сфере охраны и защиты окружающей среды и природных ресурсов.
Законодательный запрет на оборот недвижимого имущества, закрепленного за государственными природными заповедниками, также обусловлен в том числе стремлением избежать возможного негативного влияния действий посторонних лиц на природу заповедников и их сохранность.
При существующей системе законодательного регулирования отношений социального найма государственные учреждения – государственные природные заповедники (наймодатели) обладают необходимыми финансовыми возможностями, организационными, контрольными и охранными полномочиями, в том числе в таких сферах, как капитальный ремонт закрепленных за ними жилых помещений и жилых домов в целом, их коммуникаций, организация вывоза бытовых отходов, а также контроль за составом и количеством граждан, проживающих в таких помещениях.
Таким образом, абзац пятый пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» не предполагает произвольного ограничения права граждан на приватизацию жилых помещений.
По мнению Конституционного Суда РФ, при вынесении судами решений надлежит устанавливать как правовой режим конкретного жилого помещения, заявленного к приватизации, так и наличие у такого правового режима особенностей, обусловленных необходимостью выполнения задач, определенных Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».
Иными словами, Конституционный Суд РФ указал, что возможность приватизации жилого помещения, расположенного в природном заповеднике устанавливается не только нахождением его в границах заповедника, но и непосредственной связью такого помещения с выполнением задач охраны окружающей среды.
Как правило, по спорам о приватизации жилья в заповедниках ответчиками не представляется каких-либо доказательств, подтверждающих, что использование спорного жилого помещения по прямому назначению повлечет за собой вред окружающей среде, а также что данное жилое помещение непосредственно предназначено для охраны окружающей среды.
Исходя из приведенной правовой позиции, суды, разрешая требования о признании права собственности, приходят к выводу, что в ст. 6 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» прямого указания на запрет в приватизации жилья на территории заповедника нет, что порождает некоторое противоречие между законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и указанным выше законом.
При наличии такого противоречия суды считают необходимым применить ст. 55 Конституции РФ, в ч. 3 которой говорится, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
.
Судебные инстанции полагают, что случаи приватизации жилых помещений не нарушают основ конституционного строя и прав и законных интересов других лиц.
Кроме того, в ст. 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» режим конкретного заповедника определяется в соответственно утвержденном индивидуальном положении о данном государственном природном заповеднике
.
В Положениях об отдельных государственных заповедниках, как правило, не имеется запрета на приватизацию жилищного фонда на территории заповедника.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданам, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность
.
Возражая против исковых требований, ответчики указывают на то, что приватизация жилых помещений в жилых домах влечет за собой приватизацию земельного участка под домом, что нарушает правовой режим земель в заповеднике. Данный довод также не выдерживает критики, поскольку он не основан на нормах действующего законодательства – в общую совместную собственность в данном случае переходит общее имущество в многоквартирном доме, но не земельный участок под ним. Между тем, Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает недопустимость перехода прав именно на земельные участки таких территорий.
Таким образом, само по себе нахождение жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, на территории заповедника не является обстоятельством, исключающим возможность его приватизации гражданами.
Изложенная правовая позиция может быть использована в судах общей юрисдикции всех уровней для доказывания исковых требований о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Хотите высказаться или у вас есть вопрос по теме этой статьи? Напишите в комментариях!
Записаться на консультацию ›› Получить консультацию по e-mail ››