Если государственный гражданский служащий признан виновным в совершении уголовного преступления, то данное обстоятельство само по себе является самостоятельным основанием для его увольнения с государственной гражданской службы.
Однако есть нюансы в оформлении такой процедуры.
Так, п. 1 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что осуждение гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, является основанием прекращения служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Указанная норма закона предполагает осуждение государственного гражданского служащего по приговору суда, содержащему наказание для осужденного, предусмотренное п. б) ст. 44 и ст. 47 УК РФ, т.е. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Услуги нашего центра
Однако не всегда приговор суда в отношении государственного гражданского служащего содержит соответствующее наказание.
В этом случае регулирование процедуры увольнения содержится в п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в котором предусмотрено, что служебный контракт с государственным гражданским служащим может быть прекращен в связи с наличием не снятой и не погашенной в установленном порядке судимости, поскольку указанное обстоятельство само по себе является ограничением для нахождения на гражданской службе.
Соответственно, если гражданский служащий, в отношении которого постановленный приговор суда не содержит осуждения к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы (в виде лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), то в случае его увольнения таковое должно быть правильно оформлено, а именно: обстоятельствах основанием увольнения работника может быть только п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» – т.е. наличие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости, что и должно быть указано в приказе об увольнении.
Каковы же правовые последствия неверного указания нормы Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?
К сожалению, они не позволяют рассчитывать на восстановление уволенного гражданского служащего в своей должности по, в общем то, очевидным основаниям.
Как это прямо предусмотрено ст. 394 ТК РФ, распространяющейся и на государственных гражданских служащих, в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом.
В соответствии с п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу части пятой статьи 394 Кодекса обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.
В случае доказанности того, что неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения препятствовала поступлению работника на другую работу, суд в соответствии с частью восьмой статьи 394 Кодекса взыскивает в его пользу средний заработок за все время вынужденного прогула.
Соответственно, максимум, на что может рассчитывать уволенный гражданский служащий, это отсрочить момент оформления увольнения, и получить свой средний заработок за все время вынужденного прогула. Оснований быть восстановленным в должности государственной гражданской службы, увы, нет.
Хотите высказаться или у вас есть вопрос по теме этой статьи? Напишите в комментариях!
Записаться на консультацию ›› Получить консультацию по e-mail ››